Карина Кадиева 0 180

Выгода или альтруизм. Директор школы о трудовом навыке и родителях из 90-х

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №39 27/09/2017

В интервью ADIGEA.AIF.RU руководитель школы в Майкопе рассказала о воспитательной функции школы и проблемах образования.

Фото Надежды Гусевой / АиФ

Директор средней школы №13 в Майкопе убеждена в том, что школе надо вернуть воспитательную функцию. Но воспитание, образование и медицина не должны быть услугой.

«Думаю, за ненадлежащее воспитание детей многим родителям были бы полезнее не копеечные штрафы и душеспасительные беседы, а общественно-полезный труд», - уверена Наталья Ткаченко.

В интервью ADIGEA.AIF.RU руководитель школы в Майкопе рассказала о братьях Соловьёвых, трудовых бригадах и письмах Путину.

Оценка заслуг

Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: В День Майкопа вы были удостоены премии имени братьев Соловьёвых. Что для вас значит эта награда?

Справка
Наталья Ткаченко родилась в 1961 году в Майкопе. В 1989 году окончила Адыгейский пединститут. С 1983 года - учитель русского языка и литературы школы №11. С 2002 года - директор средней школы №13. С 1998 года - депутат Городского совета народных депутатов Майкопа. Имеет двух дочерей и двух внучек. Живёт по слову Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».
Наталья Ткаченко: Для меня это почётная и, наверное, самая дорогая и значимая награда. Я в своё время узнала об этих людях от дальней их родственницы Ларисы Григорьевой, которая обратилась к нам в Совет народных депутатов Майкопа с просьбой помочь в ремонте легендарного дома братьев Соловьёвых. Она же была инициатором вручения премии их имени за вклад в развитие здравоохранения, народного образования, культуры и искусства. Мы помогли, потому что Соловьёвы - люди, которые были врачами с большой буквы - к ним с раннего утра выстраивалась очередь, бричках из ближайших сёл с больными людьми. Они принимали всех, не отказывали никому. Но они были не только медиками. По их инициативе и при активном участии в Майкопе был создан народный университет, построена первая городская больница, Пушкинский народный дом. А знаменитый дом Соловьёвых, в ремонте которого я и мои друзья принимали активное участие, сейчас имеет статус исторического памятника, музея.

Таких людей, какими были братья Соловьёвы, истинных интеллигентов, единицы. И хотя бы немного быть похожей на них - это большая честь.

Я также люблю свой город и за 20 лет депутатской деятельности смогла помочь многим. То же и в профессии.

Но с высоты своих лет понимаю: никакая награда не сделает человека лучше или хуже. Это оценка заслуг. И спасибо, что эти заслуги увидели.

Школа в Майкопе.
Школа в Майкопе. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

- Соловьёвы лично принимали участие в строительстве многих зданий Майкопа. И сегодня многие поддерживают идею возвращения в школы трудового воспитания. Это реально?

- Трудовое воспитание в школе просто необходимо. Трудовой навык - один из самых важных, которым должен овладеть ребёнок. Я выступаю за то, чтобы вернуть в школу общественно-полезный труд. Он никогда не будет лишним. Чем больше труда вложит ребёнок в заботу о той же школе, тем бережливей он будет. Но сегодня, чтобы ребёнка привлечь к труду, необходима кипа бумаг, мероприятие должно быть прописано в плане воспитательной работы, нужно согласие родителей на труд ребёнка и так далее. Есть в школах трудовые бригады. Это хорошо, что дети учатся зарабатывать деньги. Но, к сожалению, мы не учим детей оказывать бескорыстную помощь. Если сегодня у большинства учащихся спросить, хотят ли они быть волонтёрами или запишутся в трудовую бригаду, чтобы ту же работу сделать за деньги, 90% выберут деньги. А как же быть с бескорыстием и милосердием?

Куда податься?

- На недавнем заседании в прокуратуре был озвучен факт роста подростковой преступности в Адыгее. Что в этой ситуации упустили семья и школа?

- Детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы. Родители сегодня заняты добычей денег, она ставится во главу угла. А что творится в душе ребёнка, что творится в его жизни, в лучшем случае, уходит на второй план. Дети предоставлены себе. Их родители, родившиеся в 90-е, недаром считаются потерянным поколением. Ломался строй, жизни людей, находившихся на грани выживания. Им было не до детей. А сегодня дети 90-х сами становятся родителями. Я часто сталкиваюсь с тем, что некоторые просто не знают, как воспитывать ребёнка, не могут правильно расставить приоритеты.

А у школы забрали функцию воспитания. В статье семейного кодекса России сказано, что приоритетное право воспитания принадлежит родителям. Школа может только корректировать и направлять. Но вмешиваться в воспитательный процесс не имеет права. Она на сегодня обязана предоставлять только образовательные услуги - это её муниципальное задание. А если родители - экстремисты, фашисты, сатанисты? Кого они воспитают, пользуясь законным приоритетом?

Партнёры поневоле

- Вы сказали о ещё одной проблеме - отсутствие в Адыгее Центра социальной реабилитации детей и подростков. Какой вы видите его роль?

- Учителя нашей школы забили тревогу - один из учеников младшей школы даже в холода приходил на уроки в кедах и без тёплого свитера. Вместе с социальным педагогом мы отправились к нему домой. Оказалось, что мать меняет сожителей, а дети живут мало того, что впроголодь, так ещё не одетые и не обутые. Понятно, что ребёнка надо изымать из семьи. А куда? Был бы Центр социальной реабилитации, он бы дал ребёнку шанс на нормальную жизнь. А куда его можно привести сейчас? В больницу на несколько дней или в приют «Очаг» в поселке Каменномостском, где постоянно нет мест? Сегодня от ужасов семьи детям и деться-то некуда. Вот в чём проблема, и её надо решать. Может, тогда рост детской преступности в Адыгее начнёт снижаться?

- Сегодня одна из главных проблем республики - поборы в школах. Неужто это зло неискоренимо?

- Я понимаю родителей, у большинства каждая копейка на счету. Но и говорить, что в школах Адыгеи сложилась благополучная ситуация, мы тоже не можем. На сегодня 80% городского бюджета идёт на образование. Если финансировать все школы Майкопа по требованиям всех курирующих структур, нужно вложить не 80%, а в два раза больше. Но тогда не на что будет жить городу! Сегодня городской бюджет не наполняется. В Майкопе слишком мало крупных предприятий, крупных денежных вливаний в бюджет. Многие родители работают на себя, не платя налоги, многие работают, не регистрируясь в городе. Кроме того, много денег «съедает» коммуналка.

Школа не имеет права заставить родителей платить деньги на нужды, подчёркиваю, конкретные нужды школы, но если сами родители решают сделать ремонт в классе или купить новые шторы, не думаю, что стоит от этого отказываться. Конечно, можно написать письмо Владимиру Путину, но проблема недостаточного финансирования это письмо не решит. Можно говорить о создании попечительских советов, но во главе их, как правило, стоят главы крупных предприятий. В Майкопе крупных бизнесменов, которым под силу содержание одной школы, нет. На сегодня реальность школ Адыгеи такова, что без помощи родителей школа существовать не может. 

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах