Карина Кадиева 0 154

Выгода или альтруизм. Директор школы о трудовом навыке и родителях из 90-х

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №39 27/09/2017

В интервью ADIGEA.AIF.RU руководитель школы в Майкопе рассказала о воспитательной функции школы и проблемах образования.

Фото Надежды Гусевой / АиФ

Директор средней школы №13 в Майкопе убеждена в том, что школе надо вернуть воспитательную функцию. Но воспитание, образование и медицина не должны быть услугой.

«Думаю, за ненадлежащее воспитание детей многим родителям были бы полезнее не копеечные штрафы и душеспасительные беседы, а общественно-полезный труд», - уверена Наталья Ткаченко.

В интервью ADIGEA.AIF.RU руководитель школы в Майкопе рассказала о братьях Соловьёвых, трудовых бригадах и письмах Путину.

Оценка заслуг

Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: В День Майкопа вы были удостоены премии имени братьев Соловьёвых. Что для вас значит эта награда?

Справка
Наталья Ткаченко родилась в 1961 году в Майкопе. В 1989 году окончила Адыгейский пединститут. С 1983 года - учитель русского языка и литературы школы №11. С 2002 года - директор средней школы №13. С 1998 года - депутат Городского совета народных депутатов Майкопа. Имеет двух дочерей и двух внучек. Живёт по слову Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».
Наталья Ткаченко: Для меня это почётная и, наверное, самая дорогая и значимая награда. Я в своё время узнала об этих людях от дальней их родственницы Ларисы Григорьевой, которая обратилась к нам в Совет народных депутатов Майкопа с просьбой помочь в ремонте легендарного дома братьев Соловьёвых. Она же была инициатором вручения премии их имени за вклад в развитие здравоохранения, народного образования, культуры и искусства. Мы помогли, потому что Соловьёвы - люди, которые были врачами с большой буквы - к ним с раннего утра выстраивалась очередь, бричках из ближайших сёл с больными людьми. Они принимали всех, не отказывали никому. Но они были не только медиками. По их инициативе и при активном участии в Майкопе был создан народный университет, построена первая городская больница, Пушкинский народный дом. А знаменитый дом Соловьёвых, в ремонте которого я и мои друзья принимали активное участие, сейчас имеет статус исторического памятника, музея.

Таких людей, какими были братья Соловьёвы, истинных интеллигентов, единицы. И хотя бы немного быть похожей на них - это большая честь.

Я также люблю свой город и за 20 лет депутатской деятельности смогла помочь многим. То же и в профессии.

Но с высоты своих лет понимаю: никакая награда не сделает человека лучше или хуже. Это оценка заслуг. И спасибо, что эти заслуги увидели.

Школа в Майкопе.
Школа в Майкопе. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

- Соловьёвы лично принимали участие в строительстве многих зданий Майкопа. И сегодня многие поддерживают идею возвращения в школы трудового воспитания. Это реально?

- Трудовое воспитание в школе просто необходимо. Трудовой навык - один из самых важных, которым должен овладеть ребёнок. Я выступаю за то, чтобы вернуть в школу общественно-полезный труд. Он никогда не будет лишним. Чем больше труда вложит ребёнок в заботу о той же школе, тем бережливей он будет. Но сегодня, чтобы ребёнка привлечь к труду, необходима кипа бумаг, мероприятие должно быть прописано в плане воспитательной работы, нужно согласие родителей на труд ребёнка и так далее. Есть в школах трудовые бригады. Это хорошо, что дети учатся зарабатывать деньги. Но, к сожалению, мы не учим детей оказывать бескорыстную помощь. Если сегодня у большинства учащихся спросить, хотят ли они быть волонтёрами или запишутся в трудовую бригаду, чтобы ту же работу сделать за деньги, 90% выберут деньги. А как же быть с бескорыстием и милосердием?

Куда податься?

- На недавнем заседании в прокуратуре был озвучен факт роста подростковой преступности в Адыгее. Что в этой ситуации упустили семья и школа?

- Детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы. Родители сегодня заняты добычей денег, она ставится во главу угла. А что творится в душе ребёнка, что творится в его жизни, в лучшем случае, уходит на второй план. Дети предоставлены себе. Их родители, родившиеся в 90-е, недаром считаются потерянным поколением. Ломался строй, жизни людей, находившихся на грани выживания. Им было не до детей. А сегодня дети 90-х сами становятся родителями. Я часто сталкиваюсь с тем, что некоторые просто не знают, как воспитывать ребёнка, не могут правильно расставить приоритеты.

А у школы забрали функцию воспитания. В статье семейного кодекса России сказано, что приоритетное право воспитания принадлежит родителям. Школа может только корректировать и направлять. Но вмешиваться в воспитательный процесс не имеет права. Она на сегодня обязана предоставлять только образовательные услуги - это её муниципальное задание. А если родители - экстремисты, фашисты, сатанисты? Кого они воспитают, пользуясь законным приоритетом?

Партнёры поневоле

- Вы сказали о ещё одной проблеме - отсутствие в Адыгее Центра социальной реабилитации детей и подростков. Какой вы видите его роль?

- Учителя нашей школы забили тревогу - один из учеников младшей школы даже в холода приходил на уроки в кедах и без тёплого свитера. Вместе с социальным педагогом мы отправились к нему домой. Оказалось, что мать меняет сожителей, а дети живут мало того, что впроголодь, так ещё не одетые и не обутые. Понятно, что ребёнка надо изымать из семьи. А куда? Был бы Центр социальной реабилитации, он бы дал ребёнку шанс на нормальную жизнь. А куда его можно привести сейчас? В больницу на несколько дней или в приют «Очаг» в поселке Каменномостском, где постоянно нет мест? Сегодня от ужасов семьи детям и деться-то некуда. Вот в чём проблема, и её надо решать. Может, тогда рост детской преступности в Адыгее начнёт снижаться?

- Сегодня одна из главных проблем республики - поборы в школах. Неужто это зло неискоренимо?

- Я понимаю родителей, у большинства каждая копейка на счету. Но и говорить, что в школах Адыгеи сложилась благополучная ситуация, мы тоже не можем. На сегодня 80% городского бюджета идёт на образование. Если финансировать все школы Майкопа по требованиям всех курирующих структур, нужно вложить не 80%, а в два раза больше. Но тогда не на что будет жить городу! Сегодня городской бюджет не наполняется. В Майкопе слишком мало крупных предприятий, крупных денежных вливаний в бюджет. Многие родители работают на себя, не платя налоги, многие работают, не регистрируясь в городе. Кроме того, много денег «съедает» коммуналка.

Школа не имеет права заставить родителей платить деньги на нужды, подчёркиваю, конкретные нужды школы, но если сами родители решают сделать ремонт в классе или купить новые шторы, не думаю, что стоит от этого отказываться. Конечно, можно написать письмо Владимиру Путину, но проблема недостаточного финансирования это письмо не решит. Можно говорить о создании попечительских советов, но во главе их, как правило, стоят главы крупных предприятий. В Майкопе крупных бизнесменов, которым под силу содержание одной школы, нет. На сегодня реальность школ Адыгеи такова, что без помощи родителей школа существовать не может. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах