aif.ru counter
345

Эдуард Цеев - о диктанте Победы и запрещённом портрете Сталина

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №18-19 08/05/2019

В этом году «Диктант Победы» прошёл в Научной библиотеке АГУ

«Нацизм жив. Это готовый рецепт ненависти к чужим. Он покоряет сердца молодых, И замалчивать эту проблему нельзя. Мы должны сделать так, чтобы через 74 года после 9 мая 1945-го в стране, победившей фашизм, подростки не салютовали друг другу приветствием мёртвых палачей», - считает Герой России Эдуард Цеев. 

Надо знать историю

- Причина проведения в преддверии 9 мая «Диктанта Победы» - плохое знание россиянами родной истории?

- Вовсе нет. Я бы назвал «Диктант Победы» проверкой собственных знаний истории. Хотя глубина знаний истории Великой Отечественной современных школьников несравнима с теми знаниями, которые получали мы, советские дети. В школах СССР на историю Второй мировой отводилось намного больше времени и исследовалось намного больше материалов.

Но «Диктант Победы», который прошёл в тестовом режиме, полезен не только школьникам, которые планируют сдавать ЕГЭ по истории, он и для взрослых. Мы хотели, чтобы его писали также представители законодательной и исполнительной власти. И, возможно, итоги диктанта, которые станут известны после праздников, будут поводом задуматься над полнотой школьной программы по истории. 

В этом году «Диктант Победы» прошёл в Научной библиотеке АГУ. В обязательном списке были героическая оборона Брестской крепости, Битва за Москву, Сталинградская битва, Битва за Кавказ, сражение на Курской дуге, Висло-Одерская и Берлинская операции.

- Со временем любое событие истории превращается во что-то древнее, наподобие «Илиады» Гомера. Эта участь ждёт и историю Второй мировой?

- Всё зависит от нас. Сейчас ветеранов Великой Отечественной становится всё меньше. Когда я был школьником, каждый класс брал шефство над ветераном: помогали по хозяйству, ходили в магазин, приглашали на мероприятия. Я учился в средней школе № 22. Наш класс переписывался с Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым - легендарным лётчиком, который после ампутации обеих ступней не только сам научился ходить на протезах, но и снова сел за штурвал самолёта.

Вспоминая великий подвиг и жертвы советского народа, я бы не сравнивал кровавую историю борьбы с фашизмом с древнегреческими баталиями. Во Вторую мировую были втянуты десятки государств, но в реалиях с самого начала войны и до её конца противостоял фашизму только советский народ. Такое бремя пришлось пережить прадедам нынешних мальчишек и девчонок, что забывать нам об этом нельзя.

Тем не менее на уроках мужества мы, ветераны боевых действий, сталкиваемся с тем, что дети не знают писавших о войне Льва Кассиля, Бориса Васильева. Единицы читали «А зори здесь тихие...» и «В списках не значился».

Неуместные атрибуты? 

- Ваше отношение к тому, что теперь в колонне «Бессмертного полка» нежелательны красные знамёна, портреты Сталина и вое-начальников времён войны?

- Плохая или хорошая, но это наша история. Сталин был для фронтовиков символом мощи и Победы, а красное знамя олицетворяло великую страну. Как можно 9 мая запретить портреты маршала Победы Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева и Иосифа Сталина? Даже наши западные оппоненты признали, что не будь в те годы Сталина у власти, исход войны был бы другим.

Единственное, что я бы запретил, это любое упоминание политических партий и отдельные колонны учреждений и вузов. Вот это уже спекуляция на идее народного движения. 

Учить на личном примере

- Что, на ваш взгляд, сегодня необходимо менять в школьной программе по истории Великой Отечественной?

- Я бы уделил особое внимание самым важным событиям войны. Это оборона Брестской крепости, более глубоко надо изучать историю блокадного Ленинграда и героизма солдат в битве за Москву, на Курской Дуге. А битва за Кавказ, когда простые солдаты противостояли стрелкам элитной немецкой дивизии «Эдельвейс», которые специализировались на ведении боя в горах? 
Думаю, надо делать акцент не столько на цифрах, сколько на примерах героизма советских солдат и тружеников тыла.

- Почему же сегодня идеи фашизма так популярны, даже в России?

- На кого была рассчитана пёстрая атрибутика социал-демократической партии Германии? На молодых и малообразованных, которые не читали и не думали, но слепо верили, что фашизм - это прикольная и забавная штука. Но что было за красивой визуальной картинкой? Газовые камеры, пытки и концлагеря, миллионы смертей, атмосфера страха и доносов, в которой молодые люди незаметно для себя превращались в монстров.

В России подобная визуальная картинка появилась в 90-е, когда мы забыли про патриотическое воспитание. Пока родители занимались тем, чтобы хоть как-то выжить без продуктов и зарплат, у детей 90-х появились свои идеалы - бандиты в малиновых пиджаках и золотых цепях, которые ездили на дорогих машинах и ели в дорогих ресторанах. Сейчас эти дети сами стали родителями.

Патриотизм - это каждодневная работа, и начинается она с семьи и школы. На своём примере надо учить, что помощь слабому и пожилому так же важна, как и забота о собственном куске хлеба, что в погоне за заработком нельзя забывать о милосердии и добре. Только мыслящий и доб-рый человек в состоянии противостоять идеям фашизма.

Эдуард Цеев.

Родился в 1966 г. в Майкопе. В 1985 г. окончил Майкопский сельхозтехникум. В 1990 г. -Рязанское воздушно-десантное командное училище. Прошёл путь от командира взвода до замкомандира батальона. Служил в составе миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта. Участвовал в ликвидации бандформирований на границе Чечни и Дагестана.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах