Карина Кадиева 0 192

Диалог перемен. Историк из Адыгеи о революции, ломке истории и лезгинке

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №34 23/08/2017

В интервью ADIGEA.AIF.RU Руслан Тлепцок рассказал о «своей» истории, революции и народной воле.

Руслан Тлепцок.
Руслан Тлепцок. © / Фото Надежды Гусевой / АиФ

На Западе столетиями формировался образ России - это образ «чужого». Надо, чтобы Россия перестала быть «громоотводом» любых политических и социальных потрясений в мире, считает историк Руслан Тлепцок.

«Проблема не в том, знает ли западный житель, кто выиграл Вторую мировую войну, проблема в том, для чего ему меняют историческую память», - считает доктор исторических наук.

В интервью ADIGEA.AIF.RU Руслан Тлепцок рассказал о «своей» истории, революции и народной воле.

Эпоха перемен

Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: В этом году отмечается 100-летие Великой октябрьской революции. Какие мифы о ней поддерживают люди и чего упорно не видят?

Справка
Руслан Тлепцок родился в 1976 году в Краснодаре. В 1997 году окончил исторический факультет Адыгейского госуниверситета. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2011 году - докторскую. Заведующий кафедрой Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории АГУ.
Руслан Тлепцок: Термин «революция» многогранен. Впервые его использовал в XIV веке хронист Джованни Виллани при описании гражданских волнений в Италии. Он считал революцию обычным для общества явлением обновления. Интересно, что термин «революция» использовал Николай Коперник в труде о небесных светилах в 1543 году. Но сегодня люди, хотят они того или нет, зачастую воспринимают революцию только с одной, марксистской точки зрения, как «локомотив истории», а это одностороннее суждение.

Революция октября была краеугольным событием XX века для нашей страны. Но она - следствие системных, более ранних событий: Первой мировой войны и Февральской революции. Её нельзя рассматривать отдельно. Общество в России пыталось измениться путём реформ, но недовольство всех социальных слоёв росло. Революция в России была массовой - в ней участвовали все социальные группы: анархисты, большевики, эсеры, меньшевики. И между ними оставался народ, который зачастую был чужд философии и политике, но оказался вовлечённым в этот маховик. Недаром китайцы желали врагам жить в эпоху перемен. А тут не просто перемены - ломка всех устоев. Сегодня, говоря об итогах революции, вспоминаю слова Фёдора Достоевского, в своё время демократа-народника: «Целый мир не стоит одной слезы ребёнка». А сколько жизней сломала революция, даже через 100 лет не сосчитать.

- Выходит, события на Болотной площади никогда не переросли бы в революцию?

- Нет! Мало собрать огромное количество народа под знаменем группы недовольных. Революция - вещь глобальная. Её делают люди из всех слоёв, которые испытывают неприятие всех сфер жизни государства: социальной, политической, культурной. Социальная борьба - необходимое, но не достаточное условие крупной революции. Пример Болотной площади в чём-то повторяет историю августа 1991 года. Помню, тогда мы с дедом поехали на рыбалку. А вернулись в совершенно другую страну. Кто нас на периферии спрашивал, хотим ли мы этого? Та же история с развалом Советского Союза - в одном городе за несколько дней решалась судьба огромной многонациональной страны. Я согласен с Владимиром Путиным в том, что распад СССР - крупнейшая геополитическая катастрофа века. Но ни путч, ни развал Союза не были революцией, потому что не было в них народной воли. Вспомните результаты референдума: единственная территория, которая хотела отделиться от СССР, - это Прибалтика.

Нужна стабильность

- Почему у новых государств бывшего СССР появилась своя история?

- У любого государства должна быть своя история, которую надо «вписать» в мировую. А как её «вписать» без России? Поэтому каждой из стран понадобился процесс романтизации историографии, в рамках которого происходило удревнение собственной истории. В этих условиях начался процесс изрядной фальсификации истории: просто так оторвать историю Украины, Грузии или Армении от истории России нельзя, нужны мифы. Именно так появились древние укры. Но процесс переписывания истории - это ещё и влияние на сознание человека. Факт: если трём поколениям подряд говорить, что белое - это чёрное, через 75 лет вы сможете навязать им новую историческую память. Кстати сказать, в Америке в рамках нескольких университетов работают исследовательские центры по формированию культурного кода и влиянию на массовое сознание. У нас - ни одного.

Руслан Тлепцок.
Руслан Тлепцок. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

- Мы с ностальгией вспоминаем прошлое, и особенно колбасу за два двадцать. Привыкли счастье в колбасах измерять?

- Не в колбасе дело. Человек помнит своё состояние счастья. Память так устроена, что она выдаёт нам из прошлого яркие, позитивные моменты. Главное, что ассоциируется у людей с Советским Союзом - это стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И это для них позитив, а не призыв к революции. Просто люди устали от потрясений, им нужна стабильность, хотя бы какая-то социальная справедливость и равноправие.

Индустрия Пентагона

- О чём, на ваш взгляд, не должны забывать современники?

- Об исторической памяти своего народа. Она фиксирует культурный код. Нам нельзя забывать, откуда мы, откуда наша культура, язык, обычаи. Но с развитием современной массовой культуры они размываются заимствованиями, американизмами. 

С 70-х годов одним из крупнейших спонсоров Голливуда является Пентагон. Американцы быстро сообразили, что влиять на умы молодых наиболее эффективно при помощи телевидения и масскультуры - кинематографа, музыки, субкультур, идеала красоты. Это и формирование американского культурного вкуса, идеала красоты, образа жизни, исключительности, пропаганда американской армии.

А в многонациональной России на уровне соседнего с нами региона запрещают танцевать лезгинку. Как можно указом сверху запретить народный танец, который исполняют тысячелетиями на Кавказе и в Закавказье? Танцем люди выражают свои эмоции, ощущение счастья. Осталось для танцующих лезгинку построить зарешеченные резервации. Россия исторически богата своим культурным, лингвистическим и этническим разнообразием. Запрет народного танца - это путь к разжиганию межэтнических конфликтов, что является угрозой целостности страны.  

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах