aif.ru counter
Карина Кадиева 0 494

Символ года. «Черкешенка-2017» об адыгских красавицах и секрете фамилии

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №42 18/10/2017

В интервью ADIGEA.AIF.RU финалистка республиканского конкурса рассказала о традициях адыгов, подготовке к фестивалю и правильном воспитании.

Эмма Наш.
Эмма Наш. © / Фото Надежды Гусевой / АиФ

Традиции любого народа основаны на глубоких нравственных принципах: это уважение к старшим, почитание родителей, гостеприимство, милосердие и бескорыстие, считает победительница республиканского фестиваля-конкурса «Черкешенка».

«Эти традиции не могут устареть. А когда человек о них забывает, он словно теряет тормоза, и уже ничто не может его спасти от совершения подлости и предательства», - говорит Эмма Наш.

В интервью ADIGEA.AIF.RU финалистка конкурса рассказала об участии в конкурсе, адыгском этикете и современном воспитании.

Семейные традиции

Справка
Эмма Наш родилась в 1998 году в поселке Энем Тахтамукайского района. С 2016 года - студентка Института профессионального образования при КубГУ. Увлекается художественной гимнастикой и народными адыгскими танцами. С 2015 года занимается в ансамбле народного танца «Адыги», который в том же году стал чемпионом РФ по народным танцам.
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Победа в конкурсе «Черкешенка» стала для вас закономерной или случайной?

Эмма Наш: Хотя я целых три недели готовилась к конкурсу, прилагая немало усилий, всё же победа в нём явилась для меня неожиданностью. Участвовать в конкурсе мне предложили работники Тахтамукайского Дома культуры. Я согласилась сразу - это для меня большая честь. Кроме того, тема традиций и обычаев черкесов мне очень близка. К тому же конкурс - это возможность рассказать о богатой культуре адыгов, о главных ценностях, на которых строится жизнь черкесского дома.

- Какие адыгские традиции неуклонно соблюдают в вашей семье?

- Это встреча гостей. У адыгов, которые всегда славились своим гостеприимством, есть изречение: «Не бывает лишних гостей». Гость в адыгском доме считался подарком от бога, а потому ни в коем случае нельзя каким-либо образом дать гостю почувствовать, что он нежеланный.

Кроме того, в нашей семье сохраняется адыгская иерархия: все решения в доме принимает отец, на маме и на мне лежат заботы по хозяйству.

В нашей семье культивируется уважение к старшим, почитание родителей. Кстати, мой 83-летний дедушка специально приехал и от начала до конца конкурса был в зале. Он сидел, забыв о лекарствах, которые надо было принимать, и болел за меня, и так разнервничался, что полчаса потом не мог подняться с кресла. Когда после награждения я спустилась к дедушке и увидела слёзы радости на его глазах, для меня это была высшая награда.

Участницы конкурса «Черкешенка».
Участницы конкурса «Черкешенка». Фото: Из личного архива Эммы Наш

История рода

- По условиям конкурса вы должны знать генеалогическое древо рода. Есть история предков, которая вас потрясла?

- Есть две такие истории. В период коллективизации мой прадед-конезаводчик спас семью от выселения, пожертвовав всем своим богатством. Он завернул в две бурки все фамильные драгоценности, всё серебро, которое было в доме, погрузил на обозы, собрал целый табун своих чистокровных скакунов и передал всё это богатство в правление недавно образованного колхоза. Семья осталась ни с чем, зато избежала страшных репрессий.

Ещё одна история - это история дедушкиного брата Хаджибирама Нашева. Во время Великой Отечественной войны он получил новую фамилию. После госпиталя, где он лечил ранение, его направили в разведшколу. По окончании ему присвоили офицерское звание, но в офицерской книжке вместо фамилии Наш записали «Нашев». Хаджибирам дослужился до звания полковника, был командующим военным округом, военным комиссаром, объездил многие города России. Так война дала ему не только новую фамилию, но и призвание на всю жизнь.

Эмма Наш в редакции ADIGEA.AIF.RU.
Эмма Наш в редакции ADIGEA.AIF.RU. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

- Мы живём в XXI веке. На ваш взгляд, поспевает ли адыгский этикет за временем?

- Я считаю, что моральные принципы нормам времени не подвластны. Это не этикет должен поспевать за нами, а мы за ним, чтобы не потерять окончательно основных принципов адыгского этикета. Адыгский этикет разрабатывался веками, и мне жаль, что в XXI веке мы теряем эти принципы, всё меньше соблюдаются традиции народа, всё чаще мы становимся заложниками американского стиля поведения - грубоватого и очень чужого. Жвачка во рту, ноги на столе, бранная речь, отсутствие запретных тем и вульгарность, всё, против чего восстаёт адыгский этикет, становится основой жизни многих молодых ребят и девушек.

Роль воспитания

- Чего, с точки зрения адыгского этикета, сегодня больше всего не хватает молодым?

- Самое малое, чем во все времена славились жители Кавказа и что сегодня теряет молодое поколение, - это уважение к старшим. Неуважение не только к родителям, но и вообще к старшим по возрасту людям, нежелание уступить место, помочь перейти улицу, вульгарность в общении, хулиганство в общественных местах - перечислять можно, к сожалению, много. А толку? Думаю, не государственная программа должна воспитывать, а семья. Я уверена, если в детстве ребёнку дать понять, что любой его поступок сказывается на чести всего рода, если своим примером показывать, что адыгский кодекс чести играет важную роль в жизни родителей, то ребёнок будет стараться вести себя достойно.

Эмма Наш на конкурсе «Черкешенка».
Эмма Наш на конкурсе «Черкешенка». Фото: Из личного архива Эммы Наш

- Победительница конкурса «Черкешенка» становится эталоном для подражания. Как чувствуете себя в роли символа года?

- Никакой я не эталон, тем более не символ. И вообще, считаю, уж если ты себя называешь черкешенкой, то обязана следовать нескольким табу: это запрет, на нецензурную брань, громкие разговоры, курение, короткие юбки и вообще вызывающую и кричащую одежду. Черкешенка - это скромная и добропорядочная девушка, достойно и мудро ведущая себя в семье и в обществе.

На мой взгляд, очень точно о черкесах написал французский геолог и путешественник Ксавье Омер де Гелль в первой половине XIX века: «Черкесы благородно представляют на Кавказе тот рыцарский и воинственный дух, который пролил столько блеска на народы средних веков. Природа дала им благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах