aif.ru counter
0 177

Символ счастья. Лариса Гумова - о золотом шитье адыгов

Статья из газеты: «АиФ-Адыгея» №49 05/12/2018

Орнамент может рассказать о вкусах и приоритетах народа

«Нам до тех пор не страшна мировая глобализация, пока жива культура народов России, их танцы, песни и промыслы», - считает мастер золотого шитья, чьи работы входят в госреестр народных промыслов России.

Изящная строгость

- В Адыгее прошёл День адыгской культуры. Ваши работы пользовались популярностью среди гостей. Что привлекает людей в золотом шитье?

- Думаю, тонкая и изящная красота, которую чувствуешь сразу. Адыгское золотое шитьё и плетение - это всегда ручная работа, а значит, есть у неё особая аура. От орнамента словно исходит энергетика мастерицы, она дарит каждому своему произведению особый стиль и почерк, делая их эксклюзивными.

О качестве работ адыгейских мастериц российский дипломат и офицер, барон Фёдор Торнау писал: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах, скорее изорвётся материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем». 

Кстати сказать, орнамент может рассказать о вкусах и приоритетах народа. Наши адыгские орнаменты всегда строги и лаконичны, в отличие, например, от торжокской вышивки золотом, где много витиеватых узоров и плетений.

А всё потому, что излишнее украшательство национального костюма считалось у адыгов дурным тоном. Мужчины носили черкески натуральных цветов. А знаменитые галуны нашивали на черкеску только в праздники.  Адыги даже серебро на газырях чернили, чтобы не блестело в момент охоты или войны. Это сейчас мастера делают их яркими, чтобы привлечь внимание покупателей.

В женском платье было всего два цвета - нижнее платье приглушённого, тёмного цвета, а верхний кафтан более светлый. Золотым шитьём украшали только балях - нарукавную подвеску, скрывавшую кисти рук, и нагрудники. При этом орнамент имел роль оберега, хранил свою хозяйку от сглаза. 

Летопись узора 

- То есть адыгский орнамент можно читать?

- Конечно! К примеру, на подвесках свадебного платья обычно изображали сердце - символ женской головы, ромб - символ груди, уходящие вверх и вниз закруглённые ветви - её руки и ноги, трилистник - рождение ребёнка. Всё вместе это означало пожелание изобилия и благополучия в доме и продолжения рода.

Ещё одним видом украшения были басонные плетения. В их основном узоре не найти начала и конца нити - это символ бесконечности счастья.

- А с чего началось ваше знакомство со старинным промыслом?

- Со случая. Придя работать бухгалтером на одно из производств, которые занимались созданием и реализацией изделий адыгских старинных промыслов, я восхитилась работами мастериц золотого шитья, и буквально сразу загорелась желанием создать нечто подобное своими руками. Первые стежки мне показала сотрудница Национального музея республики Людмила Болокова, я посещала мастер-классы Вячеслава Мастафова, который, можно сказать, возродил старинную технику золотого шитья, училась вышивке у Сафиет Сет, не один час провела в музее за изучением старинных образцов золотой вышивки, фотографий,  штудировала книги. Потом начала создавать собственные платья. Появились первые заказы. Спрос на одежду с элементами золотого шитья только растёт.

Сейчас у меня есть две талантливые ученицы, к старинному искусству приобщаю и своих детей - сын отлично плетёт тесьму. А каждую среду в Национальном музее провожу мастер-классы для всех желающих.

Спасение культурного кода

- Кандидат экономических наук Южного федерального университета Юрий Пономарёв сказал: «Народные промыслы - это наш культурный код, который надо беречь». Насколько успешно мы это делаем?

- День адыгской культуры и Дни Адыгеи в Постоянном представительстве РА в Москве показали, что людям интересны промыслы: они не просто хотят ими любоваться, они хотят их осваивать.

От Центра народной культуры мастера часто ездили в аульские школы и давали мастер-классы. Горят у детей глаза, но пока эти занятия им недоступны. Они станут доступными, если преподавание ремёсел станет массовым. Только при наличии последователей их можно будет назвать культурным кодом. Пока они схожи с узким руслом реки.

- Есть ли у адыгов утраченные промыслы?

- К сожалению. Постепенно теряется уникальное ремесло плетения циновок, которому один Замудин Гучев учит детей в республиканской школе искусств. Знаменитые адыгские сёдла делает только Айдамир Потоков. Из Кабарды в Адыгею переехал Арсен Хашхожев - мастер адыгских клинков. Больше мастеров, владеющих этими ремёслами, в Адыгее нет. Нет у нас и мастеров гончарного дела, которые бы возродили старинное ремесло адыгов.

Исчезновение промыслов уносит с собой часть народной культуры.  Конечно, народный промысел - не нефть и не газ, он не кормит страну, но без него Россия не была бы Россией. Очень точно о роли ремёсел сказал председатель Ассоциации народных промыслов РФ Геннадий Дрожжин: «Наши промыслы - это сохранение идентичности России. Они воспитывают доброту, понимание и любовь к родной культуре. На покемонах и барби мы никогда не воспитаем нормального человека. А интерес к искусству народа у нас в крови, это заложено на генетическом уровне».

Эти изделия - не просто товар, они становятся семейными реликвиями.

Лариса Гумова. Родилась в 1975 г. в а. Блечепсин Кошехабльского района. В 1992 г. окончила Краснодарский техникум торговли, в 2000 г. - экономический факультет МГТУ. С 2002 г. занимается золотым шитьём. С 2018г. - специалист Центра народной культуры РА. Победитель Международного фестиваля адыгской культуры 2016 г. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах